ОПРОСНИК Е.А. Климова
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А Климова. И спользуется при профориентации подростков и взрослых.
Содержание методики: в каждой из 20 пар предлагаемых видов деятельности необходимо выбрать только один вид и в соответствующей клетке листа ответов поставить знак «+». Время исследования не ограничивается. Н ад вопросами не следует долго задумываться. Обычно на выполнение задания требуется 20-30 минут.
Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обуче ния Вы сможете выполнять любую работу. Но если бы Вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы Вы предпочли?»
Текст опросника
1а. Ухаживать за животными или
|
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).
|
2а. помогать больным или
|
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.
|
3а. следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок или
|
3б. Следить за состоянием, развитием растений.
|
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.) или
|
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, подавать.
|
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи или
|
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).
|
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы) или
|
6б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).
|
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты) или
|
7б. Управлять каким-либо грузовым (подъёмным или транспортным) средством – подъёмным краном, трактором, тепловозом и др.
|
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.) или
|
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).
|
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище или
|
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.
|
10а. Лечить животных или
|
10б. Выполнять вычисления, расчёты.
|
11а. Выводить новые сорта растений или
|
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.).
|
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять или
|
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
|
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности или
|
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
|
14а. Обслуживать, налаживать медицинский приборы, аппараты или
|
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
|
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые) или
|
15б. Составлять точные описания-отчёты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
|
16а. Делать лабораторные анализы в больнице или
|
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
|
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий или
|
17б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.
|
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристический походы и т.п. или
|
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
|
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания или
|
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
|
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада или
|
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).
|
Лист ответов
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1а |
16 |
2а |
26 |
За |
36 |
4а |
46 |
5а |
56 |
ба |
|
66 |
|
7а |
|
76 |
8а |
|
86 |
|
9а |
|
96 |
|
10а |
|
|
106 |
|
На |
116 |
12а |
126 |
13а |
136 |
14а |
146 |
15а |
156 |
1ба |
|
166 |
|
17а |
|
176 |
18а |
|
186 |
|
19а |
|
196 |
|
20а |
|
|
206 |
|
Лист ответов сделан так, чтобы можно было подсчитать количество знаков « + » в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессий. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное количество знаков « + ». Название типов профессий по столбцам:
1. «человек-природа» — все профессии, связанные с растениевод ством, животноводством и лесным хозяйством;
2. «человек-техника» — все технические профессии;
3. «человек-человек» — все профессии, связанные с обслуживанием
людей, с общением;
4. «человек-знак» — все профессии, связанные с обсчетами, циф ровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специ альности;
5. «человек - художественный образ» — все творческие специальности.
Каждый тип профессии предъявляет определенные требования к человеку.
Психологические требования профессий типа «Человек – Природа» к человеку: развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы. Поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллектива, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т.п.
Профессия «Человек – Техника». Большинство профессий этого типа связано:
1) с созданием, монтажом, сборкой технических устройств. Специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления. Из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их;
2) с эксплуатацией технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
3) с ремонтом технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий «Человек – Техника» к человеку: хорошая координация движений, точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое восприятие; развитое и творческое мышление и воображение, умение переключать и концентрировать внимание, наблюдательность.
Большинство профессий типа «Человек – Знаковая система» связано с переработкой информации и различается по особенностям предмета труда. Это могут быть:
1) тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
2) цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
3) чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий типа «Человек – Знаковая система» к человеку: хорошая оперативная и механическая память, способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале, хорошее распределение и переключение внимания, точность восприятия; умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпение, логическое мышление.
Профессии «Человек – Художественный образ». Большинство профессий этого типа связано:
1) с созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
2) с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
3) с размножением художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий типа «Человек – Художественный образ» к человеку: художественные способности, развитое зрительное восприятие, наблюдательность, зрительная память, наглядно-образное мышление, творческое воображение, знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
Профессии типа «Человек – Человек». Большинство профессий этого типа связано:
1) с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
2) с медицинским обслуживанием (врач, фельдшер, медсестра, няня);
3) с бытовым обслуживанием (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
4) с информационным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
5) с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий);
6) руководители.
Психологические требования профессий типа «Человек – Человек»: стремление к общению; умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдержка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнения другого человека; способность владеть речью, мимикой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.
Если Вы еще окончательно не решили, какую выбрать профессию, куда пойти учиться, или у вас возникли дополнительные вопросы, обратитесь в службу профориентации Вашего города или к психологу школы, населенного пункта.
Также Вы можете проконсультироваться у психологов социально-педагогической и психологической службы БГУИР – ул. Гикало, 9 (3 этаж, кабинеты 324, 324 а).